student_geolog (student_geolog) wrote,
student_geolog
student_geolog

Как устроена современная АЗС




Я хорошо помню, как лет 25 назад на Ярославском шоссе стояли бензовозы и продавали сомнительного качества топливо по 6 или 8 рублей за литр. Среди водителей ходили байки о песке в этом бензине и прочие ужасы. Нормальных заправок на Ярославке было катастрофически мало.
За прошедшие 25 лет много изменилось. В одной только Москве теперь около 1500 АЗС (около 1100 знает Яндекс, но много неучтенных) и еще столько же в Московской области. Автозаправка давно стала частью нашей жизни: мы назначаем на них встречи (это прекрасный ориентир), отдыхаем и едим во время длинных перегонов в экспедициях, а когда сил совсем не остается – на территории АЗС можно подремать в машине.

В начале октября компания Shell пригласила меня на открытие своей 200 заправки в Москве, где специалисты рассказали и показали, как устроена современная автозаправочная станция.


Путь бензина в бак автомобиля начинается на нефтеперерабатывающем заводе. У «Shell» своих НПЗ нет, поэтому она закупает топливо у сторонних производителей после тщательного анализа качества топлива на соответствие корпоративным стандартам. После НПЗ топливо оказывается на нефтебазе, где с помощью дозаторов высокой точности в топливо добавляются различные присадки (о них мы поговорим чуть ниже) – так из обычного бензина получается фирменный, в случае с Shell – V-Power.

На АЗС топливо попадает с помощью бензовозов. Современные бензовозы – это очень высокотехнологичные машины. Они способные перевозить сразу несколько видов топлива за счет разделения цистерны на несколько секций.


Перед отправкой с нефтебазы из каждой секции отбирается проба и секция пломбируется. Слив или замещение части топлива – исключены: все машины отслеживаются по телеметрии и gps, а на основных узлах дополнительно установлены 8 видеокамер.


На территории автозаправочной станции резервуары с топливом находятся под землей. Это сделано и для экономии места, и для безопасности, а также для минимизации температурных воздействий на топливо – из-за жары оно может незначительно расширяться. Как правило, топливные резервуары находятся на глубине около 1.5 метров под землей – здесь температура стабильна и зимой и летом.


Перед сливом топлива из бензовоза в резервуары сотрудники АЗС проверяют пробы топлива, снимают пломбы и проверяют заполненность резервуаров. Заполненность контролируется как цифровыми датчиками, так и аналоговым метроштоком. На конец метроштока наносится специальная паста, которая реагирует на контакт с водой – так исключаются протечки грунтовых вод или намеренная порча топлива.
На юбилейной заправке Shell под землей находятся 5 резервуаров: 4 по 20 куб. метров и 1 на 60 куб. метров. Итого 5 видов топлива. Вопрос: как усталому водителю бензовоза не перепутать шланги и залить топливо в нужные резервуары?
Как это всегда бывает на производстве, проблема решается просто и элегантно! Для каждого вида топлива применяются шланги с разными концевыми соединениями, то есть шланг для бензина попросту не соединится с резервуаром для дизеля.


Процедура слива топлива занимает около получаса и в это время заправка сливаемым видом топлива невозможна – это сделано для более точного учета. Но и после окончания этого процесса, по технологии нужно подождать еще столько же, чтобы поднятый со дна резервуара осадок осел обратно. Сами резервуары очищают не чаще чем раз в два года.


Затем топливо через систему клапанов и фильтров подается на топливораздаточную колонку с помощью насосов, расположенных в каждом резервуаре. По пути из резервуара в бензобак топливо освобождается от растворенных газов примерно так же, как и дегазируется нефть, поднятая из скважины.




Не менее интересен и сам заправочный пистолет. Внутри него царствует эффект Вентури. Он заключается в том, что когда движущийся поток жидкости проходит через сужающуюся часть трубы, давление в жидкости падает. Поступающий из заправочного терминала бензин проходит через кольцо Вентури, диаметр которого меньше, чем диаметр шланга. В кольце есть отверстия, из которых, благодаря эффекту Вентури, подсасывается воздух. Отверстия соединяются с вакуумной камерой с диафрагмой на дне. Характерная круглая крышка перед рукояткой пистолета как раз скрывает вакуумную камеру.

На конце крана можно увидеть еще одно маленькое отверстие-сенсор. Оно также сообщается с вакуумной камерой. Пока топлива в баке мало, эффект Вентури высасывает из камеры воздух, однако он восполняется атмосферным воздухом через отверстие-сенсор. Давление в вакуумной камере остается атмосферным. Как только бензин достигнет отверстия-сенсора и перекроет доступ воздуха в камеру, в камере образуется вакуум и диафрагма втянется, запустив механизм запорного клапана. «Щелк» - и подача топлива прекращается. Если вставлять пистолет в горловину слишком плотно, недостаточный приток воздуха в бак может провоцировать ложные срабатывания защитного механизма.

Также пистолеты оборудованы обрывной муфтой: в случае стокновения машины с колонкой или если машина уедет с пистолетом в баке – штанг самостоятельно оторвется, а подача топлива будет прекращена.




Кроме того, пистолеты на заправках Shell оборудованы системой улавливания и рекуперации паров, выходящих из бензобака. Вот эта юбочка засасывает пары и отправляет их в обратно резервуар, где с помощью специальных мембран пары превращаются в жидкость, а в атмосферу выходит на 99% чистый воздух.




Теперь поговорим о присадках.
«Фирменное» топливо, по заверениям производителей должно оказывать моющее воздействие на двигатель, уменьшать трение и даже увеличивать полезную мощность двигателя. Я всегда относился к этим заявлениям с изрядной долей сомнения и заливал обычный бензин. Как оказалось, значительное число гостей юбилейной АЗС разделяли мой скетицизм и, дабы развеять наши сомнения, из Дании приехали настоящие ученые, занимающиеся разработкой топлива.


Для демонстрации преимуществ топлива V-Power они привезли с собой тестовый VW Golf, работающий на двух видах топлива: 95 и 98 V-Power – по два цилиндра на бак. Почему топливо с разными октановыми числами? Так нагляднее разница.


По результатам тестов выигрыш в давлении в цилиндрах составил около 6%. С одной стороны это немного, но с другой, помимо увеличения мощности присадки содержат моющие компоненты и модификаторы трения, которые благотворно влияют на двигатель. На 99% топливо V-Power для гражданских авто схоже с топливом для болидов Ferrari.

Впечатленный рассказом специалистов, на следующий же день я заправил полный бак своего Ниссан Кашкай бензином 95 V-Power и отправился в Вязьму. Первое, что изменилось – шум мотора, он работать как будто тише, но это мог быть эффект плацебо. А вот расход упал вполне конкретно. Если раньше он держался между 9 и 10 литрами на сотню вне зависимости от города или шоссе, то сейчас он достиг невероятных 6.9 литров на 100 км. Справедливости ради замечу, что обратно я ехал с пассажирами и встал в часовую пробку – на это расход ответил увеличением до 7.4 литров на сотню.


Но не бензином единым жив продвинутый автолюбитель. 200-я автозаправка Shell оборудована также и точкой для зарядки электромобилей – таковы требования для всех новых АЗС. Всего на станцию выделяется два слота и 22 кВт мощности. Зарядить, к примеру, Tesla от 0 до 100% займет примерно 4 часа. Понятно, что такое время на заправке никто проводить не будет, поэтому услуга позиционируется как способ дотянуть до стационарной зарядки дома или в офисе. Пока что электрозаправка работает в тестовом режиме и бесплатно.


Как я уже говорил выше, современная заправка это место, где можно накормить не только своего «железного коня», но и неплохо перекусить самому. Еще каких-то 5-8 лет назад кафе при АЗС были в новинку, а сейчас стали де-факто стандартом в отрасли. И с этим у Shell тоже все в полном порядке! Руководитель сети АЗС «Шелл» в России Виталий Маслов рассказал мне, что 20% от всей прибыли приносят именно магазины и кафе.
Кафе действительно приятное, а кофе хорош. Кстати, вся выпечка, продаваемая в фирменных кафе Deli2go поставляется в замороженном виде напрямую из Дании (сейчас компания ищет поставщиков в России).


Вот как-то так устроена 200-я автозаправочная станция Shell:)
Если у вас остались вопросы – задавайте, я постараюсь ответить!


Благодарю компанию Shell за приглашение и экскурсию!

[КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ]
[КНОПКИ]
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →