student_geolog (student_geolog) wrote,
student_geolog
student_geolog

На большом воздушном шаре. Полет над Дмитровским районом Подмосковья.



Без малого год назад я оказался на стартовой площадке рекордного полета Федора Конюхова и Ивана Меняйло в Тульской области. В составе группы поддержки, мы наблюдали за подготовкой полета, самим полетом и некоторое время сопровождали шар с рекордсменами. Вообще, как мне кажется, эта поездка во много предопределила весь 2016 год, который оказался очень богат на всякого рода путешествия.

В том посте я написал, что заболел воздухоплаванием, но, согласитесь, было бы странно полюбить воздушные шары, так ни разу не полетав на них? Это обстоятельство нужно было срочно исправлять. Сказано – сделано! В середине декабря я отправился в Дмитровский район, где Иван Меняйло проводил тренировочный полет на вновь построенном шаре.


Тренировочный полет проходил в рамках подготовки к новому проекту Федора Конюхова. Его задача установить новый мировой рекорд для тепловых аэростатов класса AX-12, продержавшись в воздухе более 51 часа.

Для нового рекорда и шар построен рекордного размера – это 10.000 м3 гигант (самый большой шар, построенный в России), способный поднять до 5 тонн полезного груза. При этом шар с легкостью помещается в кузове Toyota Hilux – традиционного помощника Федора Конюхова и Ивана Меняйло.


Когда шар в кузове, к пикапу цепляется прицеп с корзиной и оборудованием – и все, можно ехать на стартовую площадку. Таким образом, не считая пассажиров, все необходимое для полета перевозится всего одним автомобилем.


Как я уже говорил, зима – это идеальное время года для полетов на шаре в принципе, а уж для рекордных – тем паче. Всему виной банальная физика, точнее раздел термодинамики. Шар летит на разнице температур внутри оболочки и снаружи. Как правило, температура внутри шара достигает 90-100 градусов, но кратковременно можно подогреть его сильнее. Таким образом, в мороз разница температур становится максимальная, а значит и подъемная сила шара больше. Черный цвет шара – также не случайность, за счет нагрева солнцем удастся немного сэкономить драгоценное топливо.

Но есть у зимних полетов и минусы: во-первых холодно, а во-вторых – все вокруг заметено снегом. Это важный момент, так как для взлета шара нужна ровная площадка, по меньшей мере 40*40 метров. Площадку выравнивали с помощью все того же неутомимого Toyota Hilux - 10 минут дрифта по полю и можно раскладывать оборудование.


Гондола шара сегодня используется необычная – на 16 человек. Это сделано для того, чтобы испытать шар с бОльшей, чем обычно нагрузкой. Гондола выполнена из прутьев лозы и кожи, но весит аж 313 килограмм. Любопытно, что в воздухоплавании до сих пор используются традиционные материалы корзин, а не какие-то супер легкие композиты.


К гондоле сразу же крепят все оборудование – горелки, баллоны и прочее. Когда шар будет надут – времени на это не останется.




Перед тем, как надуть шар, его необходимо ровно разложить на стартовой площадке и визуально проверить на целостность. Оболочка обычно изготавливается из легких, прочных и термостойких материалов, таких как полиэстер, полиамид или лавсан. Для прочности существуют вертикальные и горизонтальные силовые линии. Нижняя часть оболочки, которая соприкасается с открытым огнем, изготавливается из специального жаропрочного материала – номекса, способного выдерживать температуру до 1300ºС.

С помощью бензиновых вентиляторов в оболочку нагнетается воздух, чтобы она приняла форму.




Шар внутри похож на космический корабль. Или на крышу стадиона. Завораживающее зрелище!


Итак, шар заполнен воздухом наполовину. Начинается нагрев воздуха и нужно быть готовым в любую минуту запрыгнуть в гондолу.




Пока шар взлетает, немного расскажу о технике управления. Я всегда считал, что воздухоплаватели практически не имеют возможности повлиять на движение шара, кроме незначительных колебаний вверх-вниз. На деле все оказалось сложнее и интереснее.

Внутри шара существует система фалов и два клапана – парашютный в верхней части купола и боковой. Парашютный клапан открывается для снижения, а боковые отвечают за повороты. Итого перед пилотом свисают из оболочки три фала.




В отличие от параплана и, тем более, самолета, воздушный шар взлетает совершенно ровно и бесшумно – никаких перегрузок, просто ровный отрыв от земли. Постепенно стихают звуки, и ты оказываешься в царстве тишины. Только шум горелки нарушает ее.


Во время полета Иван тестировал автопилот – небольшая коробочка, стоимостью аж 20.000 долларов, которая должна сама поддерживать нужную высоту с помощью горелки. Автопилот самообучается, но не учитывает рельеф и прочие препятствия, так что бОльшую часть полета мы провели в ручном режиме.


Вопреки ожиданиям, в гондоле совсем не холодно. По крайней мере верхней части туловища - горелка греет очень сильно. Но ночью, в мороз, полет превратится в настоящее испытание.


Когда мир не знал дронов, эти кадры считались бы нереально крутыми, а сейчас даже восторга не вызывают…


Поселок Орево – тут находятся научные полигоны МФТИ и МГТУ им. Баумана. С высоты 200 метров я не увидел ни одного человека, только собаки восторженно лаяли пролетающему черному гиганту


Тепличный комплекс «Подосинки» - тут выращивают розы. Объект ненависти местных любителей астрономии – парники дают очень сильную засветку неба.




Мы постепенно приближаемся к месту посадки, куда навстречу нам уже мчится Хайлакс поддержки. Вот он проезжает под нами по шоссе.


Посадка — самая необычная и самая опасная часть полёта. Шар в небе набирает приличную скорость, около 15 километров в час. Погасить её он не может, нечем. Приходится садиться как есть, и тормозить корзиной вместе с пассажирами. Мы лихо оттормозились об верхушки деревьем и плавно спикировали на заснеженное поле.
«Тормозной путь» получился метров 10!




В середине января 2017 года я планирую отправиться в город Рыбинск Ярославской области, где в составе chasing team, я вновь буду присутствовать на попытке установления очередного мирового рекорда Федором Конюховым и Иваном Меняйло. Нескольких Toyota Hilux будут сопровождать шар на протяжении всего полета по разным типам покрытия, включая участки бездорожья. Задача группы поддержки – координировать полет, собирать отработавшие баллоны с топливом (их около 50 и каждый стоит 20.000 рублей – их пилоты будут сбрасывать на землю) и, конечно же, максимально быстро оказаться на месте посадки.

Не переключайтесь, будет интересно!


[КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ]

[КНОПКИ]
Tags: hilux, toyota, Иван Меняйло, Россия, Фёдор Конюхов, воздухоплавание
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →