student_geolog (student_geolog) wrote,
student_geolog
student_geolog

На шаг ближе к стратосфере



1 февраля 1997 года Мичио Канда и Хиразуки Такезава совершили рекордный по длительности полет, перелетев из Канады в США. Они пробыли в воздухе 50 часов и 38 минут.
За последующие 20 лет предпринималось не менее 10 попыток побить рекорд японцев, но все они, по тем или иным причинам, терпели неудачи. Тем не менее, это обстоятельство, ни в коей мере, не смутило Федора Конюхова и Ивана Меняйло, которые решили побить и этот рекорд.


У меня все спрашивают «в чем состоит рекорд? Ведь Федор летом облетел земной шар за 11 суток, а это куда дольше, чем 51 час». Дело в том, что рекорд, поставленный японцами установлен на тепловом аэростате класса AX-12 (с объемом оболочки от 9 до 12 тысяч кубометров). Летом же Федор Филиппович летел на шаре комбинированного типа, подъемную силу которого создавал, в первую очередь, гелий, а теплый воздух использовался для компенсации сжатия гелия ночью.

В этот раз Федор и Иван используют шар объемом 10.000 м3 (то есть даже не максимальный объем для класса). Как вы помните, мы летали на нем в декабре 2016 года.
Итак, 6 февраля колонна Toyota Hilux (незаменимого помощника Федора и Ивана) выдвинулась в город Рыбинск Ярославской области.


Вечером того же дня состоялась пресс-конференция, где герои-воздухоплаватели рассказали о грядущем полете и планах на будущее. Нынешний полет помимо цели установления нового мирового рекорда, является своего рода тренировкой перед еще более амбициозным проектом Федора Конюхова: в 2018 году он планирует подняться на воздушном шаре в стратосферу – на высоту 22-25 км.


Как и в прошлый раз, попытка установления рекорда связана с массой технических нюансов. Шар будет лететь не высоко над землей – на высоте до 200-300 метров. Это достаточная высота для безопасного ночного полета, когда не видно ЛЭП и вышек. Однако, большую часть полета шар будет двигаться еще ниже – чтобы оказаться в самой холодной зоне.


Старт шара был запланирован на 7 утра, но работы по подготовке площадки и непосредственно шара начались еще в 4 часа. Термометр показывал -26 градусов и это вселяло надежду на успешный полет.


Происходящее на аэродроме Южный напоминало кадры из голливудского фильма или, по меньшей мере, крупную войсковую операцию. Чтобы запечатлеть старт Федора и Ивана вокруг черного гиганта разворачивались еще 5 шаров (в том числе, шар-герой прошлогоднего рекорда), а по широкой дуге аэродром то и дело облетал вертолет с командой операторов-телевизионщиков.




В прошлом посте я рассказывал о технологии подготовки шара к полету: шар расправляют, нагнетают в него воздух с помощью вентиляторов, а затем подогревают его горелками.
Шар объемом 10.000 м3 имеет подъемную силу в 5 тонн – почти три Toyota Hilux. Поэтому для предотвращения преждевременного взлета, шар страхуется машинами как якорями. Непосредственно перед взлетом «концы» рубят ножом, и шар свободно улетает.


Для того, чтобы рекорд состоялся, команде Конюхова и Меняйло необходимо тончайшим образом соблюсти баланс между количеством баллонов (и топлива в них), взлетной массой и кучи других факторов. В процессе полета, отработанные баллоны, как и лишние вещи, буду сбрасываться вниз – это позволит немного облегчить шар и экономить драгоценное топливо.




Идеальным соотношением оказалась цифра в 76 алюминиевых баллонов различной конфигурации. На корпусе виднелась трогательная надпись «В ожидании Toyota Hilux»


Пока команда готовила шар, Федор и Иван общались с многочисленными журналистами и проверяли оборудование.






В перерыве между интервью Федора Конюхова даже успел получить награду от местного отделения ДОСААФ


Наконец, шар принимает вертикальное положение и к нему начинают крепить баллоны. Большинство баллонов сделаны на заказ и стоят астрономических денег - от 600 до 6000 Евро . Задача группы наземной поддержки своевременно находить их и подбирать. Зачастую, это напоминает квест, но об этом позже.




Самые большие и дорогие баллоны объемом 200 литров – это свидетели летнего рекорда Федора, когда он летел вокруг земного шара.








Ближе к 8 утра (старт перенесли из-за сильного ветра) шар, наконец, готов к взлету. Единственное, что сейчас отделяет его неба – могучие пикапы, удерживающие его тросами.




Звучит команда «Руби концы!» и начинается обратный отсчет! До рекорда около 51 часа…




Еще одной отличительной особенностью нынешнего полета стало своеобразное ноу-хау – гондолу шара обтянули полиэтиленом. Благодаря этому достигается парниковый эффект и пилоты работают (а это именно работа – тягать тяжеленные баллоны, следить за высотой и попросту не спать) при гораздо более комфортной температуре.


Шар едва-едва улетел, а для Hilux уже появилась работа – на выезде с аэродрома закопался Соболь. Пришлось вытаскивать.


Как я рассказывал год назад, работа группы наземной поддержки состоит в том, что координировать полет, держать связь (а в идеале и визуальный контроль) с пилотами, подбирать баллоны и встретить шар на месте посадки. Toyota Hilux способны проехать как по асфальту, так и по бездорожью, а вместительный кузов позволяет везти с собой достаточный запас оборудования и принимать груз с шара.


Поскольку шар летит, не обращая внимания на сетку дорог, его траектория может кардинально меняться за короткий период времени. Поэтому машины поддержки стараются отработать все возможные варианты пересечения с шаром. С помощью gps метки-транспондера в шаре – его положение можно смотреть онлайн.


Как правило, команда пилотов старается сбрасывать баллоны возле дорог общего пользования – так их легче найти. Но бывают и исключения, когда их сбрасывают в лес или болото. В таких случаях на место выдвигается команда на снегоходах.




Алюминиевые баллоны очень трудно увидеть на белом снеге, поэтому к ним крепят яркие ленты или гербы городов, откуда взлетает шар. Один баллон мы обнаружили на болоте, а вот второй – в лесу так и не нашли. Команда вернется за ним после окончания полета.



Вообще, с баллонами в этот было много казусов. Три баллона пилоты скинули не куда-то, а на территорию Учебного Центра ФСБ. Солдаты ожидаемо отказались отдавать. Пришлось связываться с мэром Рыбинска, а он, в свою очередь, связался с руководством части.
Фото Александра Усольцева

Мы прогонялись за шаром до позднего вечера и уже на исходе светового дня. Свернув на нигде не обозначенную дорогу, наш экипаж сумел первым догнать шар и принять сброшенный баллон.






Это невероятное чувство воодушевления, когда спустя много часов погони, ты, наконец, видишь шар и находишь баллон. Чувство сопричастности к героическому полету – непередаваемое!


Спустя 55 часов и 9 минут после старта полет завершился под Саратовом в нескольких десятках километров от границы с Казахстаном у населенного пункта Красный Кут. Предыдущий рекорд превышен на 4 часа 32 минуты. Всего за время полета путешественники пролетели 1029 км.

Кроме того, Федор и Иван стали обладателями двух российских рекордов — по продолжительности и по дальности перелета на воздушном шаре.

Видео приземления:



Любой рекорд нового времени строится не только на личном героизме участников. Это результат работы огромной команды специалистов – метеорологов, экспертом, инженеров и многих других. Этот рекорд – не исключение. Я счастлив, что мне удалось принять в нем участие!
Впереди у команды воплощение новых планов: полет в стратосферу на высоту в 25 километров, полет на дальность (действующий рекорд - 2366 километров, установленный все тем же японцем Мичио Кандой в 1994 году), полет на высоту в открытой корзине.


Оригинал записи: http://alexeyzaytsev.ru/2017/02/14/na-shag-blizhe-k-stratosfere/
Tags: hilux, toyota, Иван Меняйло, Фёдор Конюхов, Ярославская область

Recent Posts from This Journal

  • РУБРИКАТОР

    Поскольку количество неплохих постов неуклонно растет, я решил сделать своего рода рубрикатор, где будут ссылки на все те записи, которые я…

  • Давайте знакомиться?

    В последнее время меня зафрендило довольно много народу, но не всех я успел просмотреть. Давайте познакомимся? Напишите пару слов о себе!

  • О standalone замолвим слово...

    За последний месяц только ленивый не высказался о том, что "ЖЖ умирает и пора валить". Немного поддался всеобщему унынию и слепил себе…

  • Операция "Спасти Иннокентия"

    Расскажу сегодня немного автомобильного лытдыбра)))) Не так давно, осенью, на ТО-120 мне рассказали, что передняя подвеска "ушатана в хлам" и…

  • На большом воздушном шаре. Полет над Дмитровским районом Подмосковья.

    Без малого год назад я оказался на стартовой площадке рекордного полета Федора Конюхова и Ивана Меняйло в Тульской области. В составе группы…

  • Шагающие гиганты угольных разрезов

    Что может быть общего между математиком из Боровска, дворцом в Париже и добычей угля в Амурской области? На первый взгляд ничего, но в…

  • Загадка

    Всем привет! Я никогда не загадывал в своем блоге загадок своим читателям, но всегда с удовольствием отгадывал в постах у друзей. Давайте попробуем?…

  • Обострение по Драйву

    Года три-четыре назад я завел аккаунт в сети drive2. Но времени переделывать посты под эту сеть (не более 20 фото и картинки грузятся на драйв…

  • Эверест в Лужниках

    Среди киноманов бытует мнение, что сиквел даже самого хорошего фильма редко когда дотягивает до первой части по зрелищности, атмосферности и…

Buy for 50 tokens
Друзья, через считанные часы мы отправляемся в Казань в этнографическую фотоэкспедицию "Черное золото Татарстана". В ходе этой поездки мы постараемся рассказать не только о необычных достопримечательностях республики, но и об одном из главных богатств Татарстана - о нефти. Мы покажем как,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments