student_geolog (student_geolog) wrote,
student_geolog
student_geolog

На шаг ближе к стратосфере



1 февраля 1997 года Мичио Канда и Хиразуки Такезава совершили рекордный по длительности полет, перелетев из Канады в США. Они пробыли в воздухе 50 часов и 38 минут.
За последующие 20 лет предпринималось не менее 10 попыток побить рекорд японцев, но все они, по тем или иным причинам, терпели неудачи. Тем не менее, это обстоятельство, ни в коей мере, не смутило Федора Конюхова и Ивана Меняйло, которые решили побить и этот рекорд.


У меня все спрашивают «в чем состоит рекорд? Ведь Федор летом облетел земной шар за 11 суток, а это куда дольше, чем 51 час». Дело в том, что рекорд, поставленный японцами установлен на тепловом аэростате класса AX-12 (с объемом оболочки от 9 до 12 тысяч кубометров). Летом же Федор Филиппович летел на шаре комбинированного типа, подъемную силу которого создавал, в первую очередь, гелий, а теплый воздух использовался для компенсации сжатия гелия ночью.

В этот раз Федор и Иван используют шар объемом 10.000 м3 (то есть даже не максимальный объем для класса). Как вы помните, мы летали на нем в декабре 2016 года.
Итак, 6 февраля колонна Toyota Hilux (незаменимого помощника Федора и Ивана) выдвинулась в город Рыбинск Ярославской области.


Вечером того же дня состоялась пресс-конференция, где герои-воздухоплаватели рассказали о грядущем полете и планах на будущее. Нынешний полет помимо цели установления нового мирового рекорда, является своего рода тренировкой перед еще более амбициозным проектом Федора Конюхова: в 2018 году он планирует подняться на воздушном шаре в стратосферу – на высоту 22-25 км.


Как и в прошлый раз, попытка установления рекорда связана с массой технических нюансов. Шар будет лететь не высоко над землей – на высоте до 200-300 метров. Это достаточная высота для безопасного ночного полета, когда не видно ЛЭП и вышек. Однако, большую часть полета шар будет двигаться еще ниже – чтобы оказаться в самой холодной зоне.


Старт шара был запланирован на 7 утра, но работы по подготовке площадки и непосредственно шара начались еще в 4 часа. Термометр показывал -26 градусов и это вселяло надежду на успешный полет.


Происходящее на аэродроме Южный напоминало кадры из голливудского фильма или, по меньшей мере, крупную войсковую операцию. Чтобы запечатлеть старт Федора и Ивана вокруг черного гиганта разворачивались еще 5 шаров (в том числе, шар-герой прошлогоднего рекорда), а по широкой дуге аэродром то и дело облетал вертолет с командой операторов-телевизионщиков.




В прошлом посте я рассказывал о технологии подготовки шара к полету: шар расправляют, нагнетают в него воздух с помощью вентиляторов, а затем подогревают его горелками.
Шар объемом 10.000 м3 имеет подъемную силу в 5 тонн – почти три Toyota Hilux. Поэтому для предотвращения преждевременного взлета, шар страхуется машинами как якорями. Непосредственно перед взлетом «концы» рубят ножом, и шар свободно улетает.


Для того, чтобы рекорд состоялся, команде Конюхова и Меняйло необходимо тончайшим образом соблюсти баланс между количеством баллонов (и топлива в них), взлетной массой и кучи других факторов. В процессе полета, отработанные баллоны, как и лишние вещи, буду сбрасываться вниз – это позволит немного облегчить шар и экономить драгоценное топливо.




Идеальным соотношением оказалась цифра в 76 алюминиевых баллонов различной конфигурации. На корпусе виднелась трогательная надпись «В ожидании Toyota Hilux»


Пока команда готовила шар, Федор и Иван общались с многочисленными журналистами и проверяли оборудование.






В перерыве между интервью Федора Конюхова даже успел получить награду от местного отделения ДОСААФ


Наконец, шар принимает вертикальное положение и к нему начинают крепить баллоны. Большинство баллонов сделаны на заказ и стоят астрономических денег - от 600 до 6000 Евро . Задача группы наземной поддержки своевременно находить их и подбирать. Зачастую, это напоминает квест, но об этом позже.




Самые большие и дорогие баллоны объемом 200 литров – это свидетели летнего рекорда Федора, когда он летел вокруг земного шара.








Ближе к 8 утра (старт перенесли из-за сильного ветра) шар, наконец, готов к взлету. Единственное, что сейчас отделяет его неба – могучие пикапы, удерживающие его тросами.




Звучит команда «Руби концы!» и начинается обратный отсчет! До рекорда около 51 часа…




Еще одной отличительной особенностью нынешнего полета стало своеобразное ноу-хау – гондолу шара обтянули полиэтиленом. Благодаря этому достигается парниковый эффект и пилоты работают (а это именно работа – тягать тяжеленные баллоны, следить за высотой и попросту не спать) при гораздо более комфортной температуре.


Шар едва-едва улетел, а для Hilux уже появилась работа – на выезде с аэродрома закопался Соболь. Пришлось вытаскивать.


Как я рассказывал год назад, работа группы наземной поддержки состоит в том, что координировать полет, держать связь (а в идеале и визуальный контроль) с пилотами, подбирать баллоны и встретить шар на месте посадки. Toyota Hilux способны проехать как по асфальту, так и по бездорожью, а вместительный кузов позволяет везти с собой достаточный запас оборудования и принимать груз с шара.


Поскольку шар летит, не обращая внимания на сетку дорог, его траектория может кардинально меняться за короткий период времени. Поэтому машины поддержки стараются отработать все возможные варианты пересечения с шаром. С помощью gps метки-транспондера в шаре – его положение можно смотреть онлайн.


Как правило, команда пилотов старается сбрасывать баллоны возле дорог общего пользования – так их легче найти. Но бывают и исключения, когда их сбрасывают в лес или болото. В таких случаях на место выдвигается команда на снегоходах.




Алюминиевые баллоны очень трудно увидеть на белом снеге, поэтому к ним крепят яркие ленты или гербы городов, откуда взлетает шар. Один баллон мы обнаружили на болоте, а вот второй – в лесу так и не нашли. Команда вернется за ним после окончания полета.



Вообще, с баллонами в этот было много казусов. Три баллона пилоты скинули не куда-то, а на территорию Учебного Центра ФСБ. Солдаты ожидаемо отказались отдавать. Пришлось связываться с мэром Рыбинска, а он, в свою очередь, связался с руководством части.
Фото Александра Усольцева

Мы прогонялись за шаром до позднего вечера и уже на исходе светового дня. Свернув на нигде не обозначенную дорогу, наш экипаж сумел первым догнать шар и принять сброшенный баллон.






Это невероятное чувство воодушевления, когда спустя много часов погони, ты, наконец, видишь шар и находишь баллон. Чувство сопричастности к героическому полету – непередаваемое!


Спустя 55 часов и 9 минут после старта полет завершился под Саратовом в нескольких десятках километров от границы с Казахстаном у населенного пункта Красный Кут. Предыдущий рекорд превышен на 4 часа 32 минуты. Всего за время полета путешественники пролетели 1029 км.

Кроме того, Федор и Иван стали обладателями двух российских рекордов — по продолжительности и по дальности перелета на воздушном шаре.

Видео приземления:



Любой рекорд нового времени строится не только на личном героизме участников. Это результат работы огромной команды специалистов – метеорологов, экспертом, инженеров и многих других. Этот рекорд – не исключение. Я счастлив, что мне удалось принять в нем участие!
Впереди у команды воплощение новых планов: полет в стратосферу на высоту в 25 километров, полет на дальность (действующий рекорд - 2366 километров, установленный все тем же японцем Мичио Кандой в 1994 году), полет на высоту в открытой корзине.


Оригинал записи: http://alexeyzaytsev.ru/2017/02/14/na-shag-blizhe-k-stratosfere/
Tags: hilux, toyota, Иван Меняйло, Фёдор Конюхов, Ярославская область

Recent Posts from This Journal

  • РУБРИКАТОР

    Поскольку количество неплохих постов неуклонно растет, я решил сделать своего рода рубрикатор, где будут ссылки на все те записи, которые я…

  • Давайте знакомиться?

    В последнее время меня зафрендило довольно много народу, но не всех я успел просмотреть. Давайте познакомимся? Напишите пару слов о себе!

  • Китайская дипломатия: презентация FAW Besturn X80

    Мир ежедневно меняется. Еще несколько лет назад я и представить себе не мог, что китайские смартфоны будут не уступать Айфонам, и уж тем более,…

  • Русский Пармезан - миф или реальность?

    Существует множество легенд о происхождении сыра. Наиболее правдоподобным кажется сказание о Канане — аравийском купце, который жил четыре…

  • О standalone замолвим слово...

    За последний месяц только ленивый не высказался о том, что "ЖЖ умирает и пора валить". Немного поддался всеобщему унынию и слепил себе…

  • Операция "Спасти Иннокентия"

    Расскажу сегодня немного автомобильного лытдыбра)))) Не так давно, осенью, на ТО-120 мне рассказали, что передняя подвеска "ушатана в хлам" и…

  • На большом воздушном шаре. Полет над Дмитровским районом Подмосковья.

    Без малого год назад я оказался на стартовой площадке рекордного полета Федора Конюхова и Ивана Меняйло в Тульской области. В составе группы…

  • Шагающие гиганты угольных разрезов

    Что может быть общего между математиком из Боровска, дворцом в Париже и добычей угля в Амурской области? На первый взгляд ничего, но в…

  • Загадка

    Всем привет! Я никогда не загадывал в своем блоге загадок своим читателям, но всегда с удовольствием отгадывал в постах у друзей. Давайте попробуем?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments